Приказ о создании резерва по сомнительным долгам образец скачать

Если компания будет переносить остаток резерва, то для корректировки во II квартале она учтет 45 тыс. рублей в расходах (230 – 185). Если она откажется от переноса, то ей придется восстановить в доходах остаток резерва в сумме 185 тыс. рублей и учесть в расходах формирование нового – 230 тыс. рублей. В обоих случаях налоговая база II квартала уменьшится на 45 тыс. рублей.

При этом размер резерва необходимо ограничивать 10 процентами от выручки до корректировки на остаток (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.07.07 № Ф09-7932/06-С3 оставлено в силе определением ВАС РФ от 08.11.07 № 14255/07). Это также можно отразить в приказе.

При формировании резерва может возникнуть вопрос: можно ли включать в расчет долги, ставшие сомнительными в прошлые налоговые периоды. В письме от 20.01.05 № 02-3-08/274 ФНС России указала, что можно. Это подтверждают и суды (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 27.11.08 № Ф09-8876/08-С3, Дальневосточного от 15.12.08 № Ф03-5524/2008 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 19.06.09 № ВАС-4187/09) округов), но для усиления своей позиции это можно зафиксировать в приказе.

Особенно в документе важно прописать, когда создается резерв – по итогам каждого отчетного периода или только в конце года. Налоговики однозначно заявляют, что раз компания решила создавать резерв, то это нужно делать каждый отчетный период.

В процессе деятельности предприятию, как правило, удается быть как кредитором, так и заемщиком. Это может произойти, когда партнер по какой-либо причине не выплачивает долг своевременно, а то и вовсе отказывается от своих обязательств по финансам. Данные события необходимо отражать прозрачно в учете фирмы.

Важноimportant
Этой цели служит формирование резерва по сомнительным долгам.

Таковым называется не выплаченная компании задолженность от дебиторов или же та, которая возможно не будет оплачена своевременно и плюс к этому не надежна. Другими словами, это долги, которые могут быть не выплачены организации в итоге. Так, резерв по сомнительным долгам создается по всем видам ненадежных долгов от дебиторов, выплатам контрагентам, а так же авансам и займам.

Как происходит создание резерва по сомнительным долгам?

Законодательством прописан только универсальный регламент создания резерва. Фиксированные правила расчетов сумм не прописаны.


Согласно нормам учета в бухгалтерии, чтобы определить весь объем финансового запаса по компании, необходимо провести инвентаризацию всякого сомнительного долга.

Необходимо учитывать финансовое положение и состоятельность каждого дебитора и способность выплатить задолженность.

Приказ о создании резерва по сомнительным долгам образец скачать

По состоянию на 31 декабря остаток резерва на счете 63 составил 355 000 руб.

Компания по состоянию на 31.12.2013 провела инвентаризацию расчетов с контрагентами и резерва по сомнительным долгам.

Уточненный остаток резерва составил:

1-й вариант — 400 000 руб.;

2-й вариант — 300 000 руб.

Результаты инвентаризации отражаем в учете:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 63

– 45 000 руб. (400 000 – 355 000) — начисляем недостающую сумму резерва за счет прочих расходов.

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91

– 55 000 руб. (300 000 – 355 000) — уменьшаем резерв на неподтвержденную сумму сомнительных долгов.

В налоговом учете инвентаризация резерва по сомнительным долгам должна проводиться ежеквартально на последний день отчетного и налогового периода.

При инвентаризации резерва по сомнительным долгам в целях налогового учета производим следующие действия (см. таблицу 2).

Таблица 2.

В случае изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, они объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации (п. 25 ПБУ 1/2008).

В то же время, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Приложения к документу:

Какие документы есть еще:

Что еще скачать по теме «Бухучет»:

Помощь юриста на сайте

  • Составим качественно юридический документ
  • Специализируемся во всех областях права
  • Задайте вопрос и получите ответ в течение 10 минут

Договоры по группам

Договоры по тегам

С людьми бывает то же, что с благами сего мира: чем ближе их знают, тем меньше их ценят. (Ж.

Инфоinfo
В отчете о финансовых результатах начисленный резерв покажите по строке 2350 «Прочие расходы».

Как резерв по сомнительным долгам влияет на налоговый учет — 2018

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете 2018 можно списать в расходы, если выполняются два условия:

  • компания на общем режиме;
  • налог на прибыль считают методом начисления.

При кассовом методе учета, как и на УСН, резервы в расходы не включаются (ст. 346.16 НК РФ).

В налоговом учете сомнительным долгом признается любая задолженность, которая обладает тремя признаками (п. 1 ст. 266 НК РФ):

  • возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (долги поставщиков и заемщиков сомнительными не считаются);
  • не погашена в сроки, установленные договором;
  • не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией

Как начислить резерв

Если вы решили формировать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, пропишете это в учетной политике на 2018 год. В таком случае на последнее число каждого отчетного периода проведите инвентаризацию задолженностей. И выявите сумму просроченных долгов. Сумму резерва определите по формуле:

Если вы получили положительное значение, результат включите во внереализационные расходы (подп.


7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Если вы получили 0, налоговых доходов и расходов не будет.

Вниманиеattention
Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.В налоговом

Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.

Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.

Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский.


Отличают его следующие нюансы:

jurist-protect.ru

Размер резерва по сомнительным долгам

Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.

Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.

На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе.

НДС-18 000 руб.

Учетной политикой по бухгалтерскому учету предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.

При этом в бухгалтерской учетной политике указано, что размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально по результатам инвентаризации задолженности в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки следующим образом:

Если срок нарушения должником своих обязательств по окончанию квартала (полугодия, 9 месяцев, года) не превышает 45 дней, то резерв по данной задолженности не создается.

При просрочке от 46 дней до 90 дней включительно резервируется 50% суммы долга.

Если должник не платит более 90 дней, резерв увеличивается до полной суммы долга.

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создается.

По результатам инвентаризации выяснено, что на 30.09.2016 не оплачена в срок задолженность арендатора в сумме 354 000 руб. — период просрочки 95 дней.

Применение ПБУ 18/02

Если налогоплательщик не формирует налоговый резерв сомнительных долгов, у него расходы по созданию резерва отражены в бухучете, но не учитываются при расчете налога на прибыль.

Возникающая постоянная разница приводит к образованию ПНО.

Задолженность считается безнадежной, если истек срок исковой давности или она является нереальной для взыскания по другим основаниям (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности; п. 2 ст. 266 НК РФ) .

Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитываются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) .

Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

При этом в бухгалтерском учете делается проводка:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 63

– произведены отчисления в резерв по сомнительным долгам.

Списание безнадежного долга не является аннулированием задолженности. Поэтому в течение пяти лет с момента списания ее необходимо отражать на за балансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность не платежеспособных дебиторов» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) .

При использовании резерва по сомнительным долгам для списания безнадежной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете делается проводка:

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62 (76)

– списана безнадежная сомнительная задолженность за счет резерва;

Положения по бухгалтерскому учету не содержат строгих правил расчета резервов.

Образец документа:

<* Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (п.
10 ПБУ 1/2008).

<** Изменение и дополнение учетной политики производятся с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2008 N 12522)).

Создание резерва обязательно для всех организаций, без каких-либо исключений.

Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.

Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.

Видео: резерв по сомнительным долгам Экспертные критерии, по которым осуществляется анализ финансового состояния должника, организация учреждает самостоятельно.

Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.

Если ситуация с долгами меняется, то можно изменять объем РСД, руководствуясь текущей ситуацией.

Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.

Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63.
Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63

Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.

Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение).

Если сумма долгов стало больше, доначислите резерв: ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 63 — начислен резерв по сомнительным долгам.

Если сомнительных долгов меньше остатка резерва, уменьшите резерв: ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы» — уменьшен резерв по сомнительным долгам.

Как списать долг за счет резерва

Если долг контрагента признан безнадежным, спишите эту сумму за счет резерва. Сделайте проводку: ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62 (76) — списан за счет резерва безнадежный долг.

Как отразить резерв в бухгалтерской отчетности

Суммы начисленных резервов в отчетности не отражайте. Сомнительные долги покажите за минусом начисленного резерва.


Например, покупатель должен вашей организации 800 000 руб. вы признали эту задолженность сомнительной и включили в резерв 600 000 руб. Тогда в балансе покажите задолженность покупателя в сумме 200 000 руб. (800 000 руб. – 600 000 руб.).

На величину начисленного резерва вы также уменьшаете нераспределенную прибыль организации, поскольку резерв включается в прочие расходы.

Ситуация: с какой периодичностью нужно делать отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли.
Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность: ежеквартально или ежемесячно (ст. 14 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Ситуация: как отразить разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, если в налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создавался Разницу отразите как временную. Это объясняется следующим. Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются в качестве прочих расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», поэтому в бухучете созданный резерв уменьшает бухгалтерскую прибыль отчетного периода.

Если в налоговом учете резерв не создается, то, соответственно, расходов в отчетном налоговом периоде не возникает. В таком случае между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) возникает разница (п. 3 ПБУ 18/02). Расходы, связанные с созданием резерва в текущем отчетном периоде, оказывают влияние на прибыль (убыток) последующих отчетных периодов, в которых задолженность либо будет погашена, либо будет списана как безнадежная.

Закона N 402-ФЗ).

Учет безнадежной задолженности за балансом

После списания безнадежной задолженности за счет резерва по сомнительным долгам (или убытков) организация обязана в течение пяти лет учитывать ее на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Ответственность за отказ от создания резерва по сомнительным долгам

Отказ от создания резерва по сомнительным долгам можно признать грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Под ним действующее законодательство признает искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% (ст.15.11 КоАП РФ).

Это может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.

Кроме этого, при проведении выездной налоговой проверки организация за нарушение правил бухгалтерского учета в связи с не начислением резерва по сомнительным долгам может быть привлечена к налоговой ответственности в размере от 10 000 руб. до 30 000 руб. (п.1-2 ст.120 НК РФ).

В заключение на примере приведем этапы создания и использования резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете:

Организация сдала помещение в аренду.

Сумма арендной платы составила 118 000 руб. в т.ч.

Чтобы этого избежать, предусмотрено создание в бухгалтерском учете резерва сомнительных долгов.

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства (п. 70 Положения по бухучету N 34н).

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва по сомнительным долгам оформляется бухгалтерской справкой-расчетом. Для расчета резерва по сомнительным долгам сумма долга берется с НДС.

Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам определяется организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Учетная политика

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам создается по желанию организации. Правила создания резерва установлены НК РФ.

Поэтому при намерении создавать резерв, об этом следует указать в налоговой учетной политике (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059211@.2).

Если организация не собирается создавать резерв, то в учетной политике об этом можно не писать.

В бухгалтерском учете при наличии сомнительного долга организация обязана создать резерв (п. 70 Положения по бухучету N 34н).

Поэтому в бухгалтерской учетной политике нужно закрепить (п.

ИНН, адрес) Приказ N ______ г. _____________ «___»________ ___ г. <* О дополнении учетной политики порядком формирования резерва по сомнительным долгам В связи с <* ______________________________________________________ от (причины дополнения Учетной политики) «___»________ ___ г. N __________ и на основании пункта 10 Приказа Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Внести следующие дополнения в Учетную политику _________________________________, утвержденную Приказом (Распоряжением) от (наименование организации) «___»________ ___ г. N ___: 1.1. _________________________________________________________________. (существо порядка формирования резерва 1.2. _________________________________________________________________. по сомнительным долгам) 1.3. _________________________________________________________________. 2. Отразить последствия дополнений Учетной политики в бухгалтерской отчетности в следующем порядке: 1. ___________________________________________________________________. (существо дополнений в соответствии с порядком, 2. ___________________________________________________________________. предусмотренным распорядительным документом 3. ___________________________________________________________________. или нормативно-правовым актом) 3.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *