Тел: +7 (495) 585-94-55

Мы всегда готовы помочь, если Вам нужны профессиональные юридические услуги.

Оказание юридической помощи гражданам и организациям в различных отраслях права.
Услуги Энциклопедия жилищного права Энциклопедия семейного права Статьи Судебная практика Законодательство
Главная Энциклопедия жилищного права Выбор места жительства и право на свободу передвижения

Выбор места жительства и право на свободу передвижения

Реализация права на жилище неразрывно связана с другим конституционным правом — правом свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Однако на практике существенных изменений в получении «вида на жительство» не произошло. Прежнее законодательство, в частности Жилищный кодекс РСФСР (ч. 1 ст. 54), право граждан на жилище связывало с пропиской лица на данной жилой площади. Аналогичную позицию занимали суды, руководствуясь, в частности, Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 года N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства»Норма части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР, где под записью о вселении в установленном порядке подразумевалась прописка, была признана Конституционным Судом Российской Федерации неконституционной (Постановление от 25 апреля 1995 года «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки 

В указанном Постановлении Конституционного Суда РФ отмечено, что, как следует из Конституции РФ и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием регистрации прав и свобод гражданина, в том числе права на жилище.
К сожалению, практика неправомерных отказов гражданам в регистрации по месту жительства не изжита.
В ряде субъектов Российской Федерации были введены ограничительные меры финансового порядка — установлены местные сборы с иногородних граждан, прибывших на жительство в эти регионы. Например, был принят Закон города Москвы от 14 сентября 1994 года N 15-67 «О сборе за компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально — бытовыми условиями граждан, прибывших в г. Москву на жительство». Этим Законом установлен специальный сбор для иногородних граждан, прибывающих на постоянное жительство в г. Москву. Ставка сбора для иностранных граждан была установлена в 5000 размере минимальной месячной оплаты труда; для граждан Российской Федерации — в размере 10 процентов от указанной ставки сбора. В этой связи прописке (регистрации) в г. Москве подлежали только граждане, уплатившие сбор. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронеж, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» положения этого Закона, касающиеся установления указанного выше сбора с иногородних граждан, признаны неконституционными. Одновременно неконституционными были признаны и другие акты (или их отдельные положения) субъектов Российской Федерации.

При этом в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации было отмечено, в частности, следующее:
«в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17, ч. 1). Согласно статье 27 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно — правовыми актами, в том числе протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2);
нормативное содержание названного конституционного права включает:
— свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации;
— свободу выбора места пребывания;
— свободу выбора места жительства.
Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
общим требованием Конституции Российской Федерации и международно — правовых норм является положение о том, что ограничения прав на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом. Конституция Российской Федерации конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Соответственно положение части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием «закон» охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл;
реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации без каких-либо условий фискального характера. Таким образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции Российской Федерации (статья 27, часть 1).»

Юридическая помощь

Для получения юридической помощи в юридическом центре.
Вам следует записаться на прием по Тел: (495) 585-94-55 (Многоканальный).

Помогло? Сделай закладку помоги другим:

Tweet Опубликовать В Мой Мир

закон

Статьи




Статьи
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
В связи с утратой традиционных семейных ценностей у значительной части населения России в настоящее время представляются актуальными правовые исследования в области имущественных отношений в семейном праве.
Изучение вопросов, связанных с заключением договора купли-продажи свободной комнаты в квартире коммунального заселения, имеет большую практическую значимость, учитывая распространенность правоотношений по предоставлению освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах.
В связи с ростом активности на рынке недвижимости все большее значение приобретает грамотность населения в юридических вопросах государственной регистрации прав на соответствующее имущество.
В настоящее время тысячи россиян круглогодично проживают в строениях, расположенных на садовых и дачных участках, которые обладают всей необходимой инфраструктурой для постоянного проживания.
В настоящее время в России бурно развиваются отношения, являющиеся предметом регулирования жилищного законодательства, особенно нормы «коммунального» права. Естественно, что столь стремительное развитие породило целый комплекс правовых проблем, ответы на которые ищут как обычные граждане, так и правоприменители.

© sprosi-advokata.ru (2011)
Администрация не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Система управления сайтом Host CMS