Главная Энциклопедия семейного права Расторжение брака с недееспособным супругом

Расторжение брака с недееспособным супругом

Расторжение брака с недееспособным супругом имеет свои особенности. Оно может производиться органами загса по заявлению одного из супругов (того, который не был признан судом недееспособным), причем даже при наличии в семье общих несовершеннолетних детей. (Российский закон допускает такой же порядок еще в двух случаях: если второй супруг признан безвестно отсутствующим судебном порядке, а также, если он осужден на срок более 3-х лет к лишению свободы.)

Весьма важно, что порядок расторжения брака с недееспособными лицами, признанными таковыми судом, не может применяться в случае развода с супругом, только лишь ограниченным судом в дееспособности (например, по причине злоупотребления спиртными напитками либо наркотическими средствами).

При этом расторжение брака происходит в общеустановленном порядке.

Основания для признания гражданина недееспособным оговорены Гражданским кодексом РФ. Так, недееспособным может быть объявлен гражданин, который в результате психического расстройства не имеет возможности руководить своими действиями или понимать их значение.

Над таким лицом устанавливается опека, и органами опеки и попечительства определяется опекун. Само признание гражданина недееспособным производится в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. При разводе через загс согласие недееспособного супруга не требуется, поскольку этот человек не может выразить свою волю по причине собственной недееспособности.

Брак расторгается без его присутствия.

Наличие общих несовершеннолетних детей в таком случае не препятствует расторжению брака. Заявление подается в загс дееспособным супругом.

Место подачи заявления — загс по месту жительства любого из супругов или по месту регистрации этого брака. К заявлению должно быть приложено решение суда о признании недееспособным другого супруга.

Одновременно супруг, решивший расторгнуть брак, обязан указать место проживания опекуна недееспособного супруга. Орган загса, получивший заявление о разводе, обязан известить опекуна о поступившем заявлении и дате регистрации расторжения брака в трехдневный срок.

Если опекуна не имеется, извещение высылается в орган опеки и попечительства. При поступлении от опекуна ответа об отсутствии претензий по поводу детей, имущества, выплаты средств на содержание нетрудоспособного супруга, осуществляется расторжение брака.

Если ответ в отведенный срок не получен, загс также расторгает брак по истечении установленного для получения ответа срока. В случае же обращения опекуна недееспособного в суд с иском о разделе имущества либо выплате средств на содержание своего подопечного, этот иск будет рассматривать суд.

В судебном же порядке должны рассматриваться и споры о детях.

Подобные споры могут разрешаться судом независимо от того, уже расторгнут брак или еще нет, а стало быть, не должны рассматриваться как препятствие для оформления собственно развода в загсе.

Однако не исключено, что в случае таких осложнений вам понадобятся услуги адвоката по семейным делам. Государственная регистрация расторжения брака производится в присутствии заявителя через месяц после подачи заявления о разводе. Расторжение брака в отсутствие инициатора развода (через представителя) не допускается. В случае осуществления государственной регистрации расторжения брака в отсутствие недееспособного супруга, отметка в его паспорте производится при выдаче тому свидетельства о разводе.

Расторжение брака, супруг, закон