Главная Энциклопедия семейного права Определение места жительства ребенка

Определение места жительства ребенка

Споры об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей являются одной из распространенных категорий дел в судах. В Семейном кодексе РФ урегулирован вопрос о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.

В соответствии с ГК местом жительства детей в возрасте до 14 лет признается место жительства их законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов).

Следует отметить, что при определенных обстоятельствах наличие либо отсутствие у ребенка права на жилое помещение не влияет на его место жительства. Место жительства усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей будет признано местом жительства ребенка, независимо от того, имеет он либо не имеет права на другое жилое помещение. Нахождение ребенка в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения на полном государственном попечении свидетельствует о его месте жительства. Эти лица и учреждения решают самостоятельно вопрос о месте жительства ребенка.

В судебной практике возник вопрос о праве ребенка на жилое помещение при раздельном проживании родителей.

Законные представители, проживающие раздельно, самостоятельно определяют, с кем из них будет проживать ребенок.

При добровольном соглашении между законными представителями они не вправе определять место жительства ребенка местом жительства других лиц. К числу законных представителей ГК относит в первую очередь родителей, затем усыновителей и опекунов.

Соглашение, заключаемое между законными представителями, должно соответствовать нормам семейного и гражданского законодательства. Одно из требований касается его содержания и состоит в определении места жительства лишь местом жительства одного из законных представителей. Речь в первую очередь идет о родителях, не лишенных родительских прав и не ограниченных в родительских правах. Другим существенным условием соглашения следует признать соблюдение интересов ребенка при разрешении вопроса о его месте жительства. Об этом будет свидетельствовать множество различных обстоятельств. К их числу следует отнести наличие жилого помещения, степень его благоустройства, возможность создания условий для надлежащего воспитания и содержания, поведение законных представителей, отношение к детям и т.п.

Соглашение может быть изменено законными представителями в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение места жительства (переезд законных представителей в другую местность, предоставление другой жилой площади, длительная командировка, болезнь, препятствующая исполнению прав и обязанностей по совместному проживанию, и т.п.).

Действует соглашение до достижения ребенком возраста 14 либо 18 лет. При достижении 14-летнего возраста он вправе с согласия законных представителей сам определить свое место жительства.

В случае спора между законными представителями вопрос о месте жительства ребенка решается судом по заявлению одного из них или органа опеки и попечительства, других учреждений, на которые возложена обязанность по охране прав детей, или прокурора.

Если возникла необходимость изменить место жительства, законные представители вправе вновь обратиться в суд с соответствующим требованием. Ранее вынесенное судебное решение нельзя рассматривать как неизменное и действующее до совершеннолетия ребенка.

Ребенок в возрасте до 14 лет не участвует лично в определении места жительства, хотя при разрешении некоторых вопросов, касающихся, например, устройства его в семью и в этом случае связанных с местом жительства, требуется согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет. Обычно это право реализуют родители, иные законные представители, органы опеки и попечительства.

ребенок, изменение