Главная Энциклопедия семейного права Индексация алиментов

Индексация алиментов

Положения комментируемой статьи направлены прежде всего на защиту прав алиментополучателя в случае роста цен, инфляции. Предполагается, что в связи с инфляцией увеличивается и минимальный размер оплаты труда. Положения комментируемой статьи позволяют избежать необходимости обращения алиментополучателя в суд при изменении инфляционных процессов.

Алименты в твердой денежной сумме взыскиваются во всех случаях, кроме взыскания алиментов с родителей на несовершеннолетних детей. Однако и из этого правила есть исключения, предусмотренные ст. 83 СК РФ.

Алименты взыскиваются в твердой денежной сумме на несовершеннолетних детей в случаях:

— если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход;

— если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте;

— если у него отсутствует заработок и (или) иной доход;

— в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон. См. также комментарии к ст. 83, 98 СК РФ.

Федеральный закон N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» устанавливает базовую сумму, применяемую при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, налогов, сборов, штрафов и иных платежей, платежей по гражданско-правовым обязательствам, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, в размере 100 руб.

Таким образом, суд устанавливает алименты в твердой денежной сумме в определенном количестве минимальных размеров оплаты труда.

В связи с этим п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» дано следующее разъяснение: при взыскании алиментов в твердой денежной сумме судам необходимо учитывать, что размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей с родителей (ст. 83 СК), а также с бывших усыновителей при отмене усыновления (п. 4 ст. 143 СК), должен быть определен исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Размер твердой денежной суммы алиментов, взыскиваемых в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 85, п. 3 ст. 87, ст. 89, 90, 93 — 97 СК РФ, устанавливается судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон (ст. 91, п. 2 ст. 98 СК). При определении материального положения сторон по делам данной категории суд учитывает все источники, образующие их доход.

В указанных выше случаях размер алиментов устанавливается в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, о чем должно быть сказано в резолютивной части решения (ст. 117 СК). 4. Индексацию алиментов необходимо отличать от изменения размера алиментов, предусмотренного ст. 119 СК РФ.

В целях изменения установленного судом размера алиментов алиментополучатель вправе обратиться в суд, ссылаясь на обстоятельства, предусмотренные данной статьей (см. комментарий к этой статье).

В случае нарушения обязанности по индексации алиментов администрацией организации по месту удержания алиментов алиментополучатель имеет право предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, алиментополучатель вправе требовать взыскания с организации причиненных убытков, которые могут включать в себя законную неустойку, предусмотренную ст. 115 СК РФ. Непосредственно от организации алиментополучатель вправе требовать проценты на сумму задолженности, предусмотренные ст. 395 ГК РФ

Алименты, закон